Описание внешности (портрет)

В описании, как правило, говорится об основных признаках предмета, значит, в этом тексте должны быть имена прилагательные. Например, описывая человека, вы говорите о его лице, фигуре, жестах, одежде. Но вы ведь не можете просто сказать: у него на лице был нос, а на голове росли волосы. И если с волосами ещё возможны варианты, то нос-то есть у всех.
То есть, описывая внешность человека, вы должны найти то, что отличает его от остальных.

Например, в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь очень красочно описал внешность Собакевича: «лицо круглое, широкое, как молдаванские тыквы»; «как взглянул он на его спину, широкую, как у вятских приземистых лошадей.»; «ноги его, походившие на чугунные тумбы, которые ставят на тротуарах»; «медведь! Совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семёновичем».

Представили себе такого помещика? Вот и вы должны описать так, чтобы читателю показалось, что этот человек стоит перед ним. Используйте сравнения, метафоры, эпитеты для более яркой передачи внешности.
А теперь посмотрите на иллюстрацию и определите, кто из изображенных на ней мужчин – Собакевич? Думаю, вы не ошибетесь.

При создании словесного портрета очень полезно заранее собрать материал, подобрав слова для описания черт внешности героя.
Например:
Глаза: серые, карие, синие, голубые, серовато-голубые, хитрые, бегающие, злые, добрые, лучистые, темные, широко расставленные, близко посаженные, запавшие, выразительные, задумчивые, со смешинкой, дикие, приветливые.
Взгляд: растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, хитрый, доверчивый.
Брови: густые, тонкие широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся,
Лоб: высокий, низкий, открытый, широкий, узкий, морщинистый.
Нос: прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, , картошкой.
Щеки: пухлые, впалые, с ямочками, со складками, румяные, бледные, нарумяненные.
Губы: полные, толстые, хорошо очерченные, тонкие, накрашенные, полуоткрытые, сжатые, искривленные.
Волосы: короткие, длинные, каштановые, пегие, светлые, русые, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, соломенные, седые, с проседью.
Фигура: стройная, высокая, крупная, кряжистая, полная, худощавая, приземистая.
Походка: быстрая, лёгкая, тяжёлая, бесшумная, собранная, вразвалку, неторопливая, странная, подпрыгивающая, стремительная.

Портрет может быть очень подробным. Например, описание внешности Печорина занимает почти целую страницу, и автор ещё не раз на протяжении романа обращается к портрету героя, описывая его в разные моменты  жизни.

В этом отрывке речь идет в основном о глазах Печорина:

«Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! — Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

Портрет также может  включать в себя детали образа жизни, поведения и характер персонажа.

Обновлено: 31.08.2019 — 21:13

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.