Различие путей нравственного поиска в судьбах Андрея Болконского и Пьера Безухова (пример сочинения ученика)

Различие путей нравственного поиска в судьбах

Андрея Болконского и Пьера Безухова

Во все времена великие умы человечества пытались постичь тайны человеческой души. Человек и его личность были предметом творческих исследований и

Л. Н. Толстого. Он пристально изучает путь, который проходит человек в стремлений к высокому и идеальному, в стремлении познать самого себя. Сам писатель прошел свой актуальный путь через страдания, от грехопадения к очищению и раскаянию. Этот опыт он и показал через судьбы своих любимых героев.

Главная проблема, как мне кажется, которую ставит в своем романе писатель, — это проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Пропустить через свое сердце, ум и душу законы нравственного бытия — вот высшее назначение человека.
К этой цели Толстой ведет героев романа. Его любимые герои — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы -герои ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерны неуспокоенность души, стремление быть полезными, нужными, любимыми.

Наиболее ярко способность к самосовершенствованию показана автором на примере образов Пьера Безухова и Андрея Болконского.

При первой встрече князь Андрей (вечер у Анны Павловны Шерер) показался нам несколько высокомерным, чопорным человеком. Но на самом деле под маской холодности скрывается человек, которому все наскучило: и его «маленькая княгиня», и все эти пустые светские разговоры. Стремясь отделаться от наскучившего ему общения, Андрей решает отправиться на войну. Но есть и ещё одна причина — Болконский жаждет славы, хочет найти «свой Тулон», Наполеон — его кумир. Но в его желании нет ничего общего с действиями Бориса Друбецкого и Берга. Князь Андрей говорит, что его стремление к славе — это стремление сделать что-нибудь полезное для людей, а не карьеризм. Он мечтал о славе, но увидел, что истинные герои сражений остаются в тени (Тушин), что великие военачальники делают вид, что отдают приказы, а на самом деле все идет своим чередом. Небо, голубое и бесконечно высокое, которое видит раненый в Аустерлицком сражении Болконский, так поражает его своим величием и необъятностью, что Наполеон кажется ему лишь маленьким человеком в треуголке.
Разочаровавшись, Андрей Болконский возвращается домой, твердо решив существовать только для себя. Смерть жены лишь усугубляет кризис князя Андрея; он с головой уходит в хозяйственные дела — отходит от активной общественной деятельности, решает заняться воспитанием сына. Из этого состояния его выводят слова Пьера о том, что надо существовать, совершать, любить...

Его товарищ Пьер (только с ним князь Андрей был откровенным, только его ценил как друга) сначала ведет жизнь светского кутилы и бездельника. Первая наша с ним встреча происходит там же, в салоне у А. П. Шерер, но для Пьера это лишь начало его пути к самосовершенствованию, он ищет единомышленников, но не находит их. Для князя Андрея это уже пройденный период. После получения богатого наследства Пьер женится на Элен, дерется на дуэли с Долоховым и чуть не убивает его. Пьер не понимает, как он мог признаться в любви Элен, ведь он знал, что не будет с ней счастлив, как мог решиться на дуэль сДолоховым, ведь он ни разу не держал оружие в руках.
Ранив Долохова, порвав отношения со своей женой, молодой граф Безухов оказывается в пучине переживаний и сомнений. Временное успокоение он находит в масонстве, воспринимая масонство как учение о братстве, равенстве и любви, но вскоре замечает подлость и карьеризм и там. Пьер начинает отдаляться от дел ложи, хотя и достигает там высокого положения. Он задумывает облегчить жизнь крепостных, учредить больницы и школы в своих имениях. В таком настроении он приезжает к князю Андрею, и Пьеру удается «разбудить» друга...

Их разговор в Богучарове, случайно прослушанный разговор Наташи и Сони в Отрадном заставляют князя Андрея изменить свое отношение к жизни. Болконский едет в Петербург, занимается законодательной деятельностью в комиссии  Сперанского, но разочаровывается в ней.
Любовь к Наташе становится всем в жизни князя Андрея, поэтому её измена — это лишь повод к его новому духовному кризису, выходом из которого явилось возвращение в действующую армию, но не в штаб, а простым полковым командиром. Болконский становится ближе к простому народу, к солдатам, они более того называют его «наш князь».

В деле защиты Отечества он находит то, что так длительно искал: подлинный смысл жизни. Будучи смертельно ранен, Болконский начинает понимать эту жизнь и больше не страшится смерти, прощает измену Наташе, мысленно примиряется с Анатолем. Сцена его смерти показана не только как трагедия, но и как «освобождение от жизни».

Граф Безухов, оказавшись на Бородинском поле, видит героизм и сплоченность в действиях русских солдат. Он понимает, что правда — в единении с народом. Это подтверждает встреча с Платоном Каратаевым, когда Пьер убеждается в верности своего пути поиска истины, духовного совершенства, «сопрягая» свою жизнь с жизнью народа.

И хотя Андрей Болконский и Пьер Безухов идут к своему духовному совершенству разными путями, оба находят его важнейшие элементы в народной среде. Пьер идет к этому «путем сердца», все его действия стихийны и порой неожиданны, но приводят к верному результату. Князь Андрей, двигаясь по «пути ума», обдумывает всякий свой шаг, приходит к новому этапу, лишь пройдя предыдущий. Оба эти героя являются как бы двумя сторонами нравственного образа, идеала самого автора, они едины, несмотря на существенные различия между ними.

Глубина характеров и естественность персонажей у Л. Н. Толстого являются несомненным достоинством его произведений. В ходе повествования автор сам ещё раз убеждается и подводит нас к тому, что никому нельзя отрываться от народа, обособлять себя, надо «сопрягать» свою жизнь с жизнями других людей. Каждый человек должен стремиться к духовному совершенству, и остановки на этом пути недопустимы. Неважно, каков тот самый путь, насколько он долог и труден, важно, что он есть...

Обновлено: 16.11.2019 — 15:57

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.